Советы логопеда для родителей

Культура речи педагога.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна:

помочь детям овладеть нормами литературного языка,

привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от «сорных» слов.

«Дейл Карнеги, автор книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить это кратчайший путь к успеху. Почти любой может говорить так, что будет, приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей. Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться желаемых результатов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки».

Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Чтобы выступать перед детской аудиторией, педагог должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки: • отбора литературы;

• изучения литературы;

• составления плана;

• написания конспекта;

• ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным».

2.Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — это паузы, а также звуки назализации -“хм-хм”, ”э-э-э” и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом”).

Ясность и чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но, тем не менее, более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произношения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции.

Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. Говорить надо, приучаясь свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту. Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком».

Для тренировки артикуляционного аппарата можно выполнять следующие упражнения:

Пластическая гимнастика органов речи.

1. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть. Повторите 5-6 раз.

2. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее и в первоначальное положение. Повторите 5-6 раз.

3. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя его, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.

4. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.

5. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде «хоботка», затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторите 5-6 раз.

6. Образовав «хоботок», двигайте его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте «хоботок» по кругу. Все упражнения вначале желательно делать с зеркальцем, движения должны быть медленными и плавными. Повторите 5-6 раз.

Способы повышения мастерства речи педагога

Каждый учитель знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. «Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выразительное чтение литературного произведения воспитателем, а также речь педагога в процессе его общения с воспитанниками должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях.

Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения — дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство занятия.

Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Воспитание речевого голоса — работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

— не говорите при расслабленном дыхании,

— не напрягайте мышцы шеи.

— если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

— собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр» .

Требование к мимике педагога.

Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. «В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ воспитанника.

Рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения воспитателем своего психолого-поведенческого облика.

1.Общетелесное самораспоряжение: манера перемещаться по группе, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к дошкольникам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то — менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

3.Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно — в “чистом виде” без словесного сопровождения.

4. Интонационное поведение — это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”,поскольку оно охватывает большую сферу педагогической деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься дошкольниками по-разному.

Таким образом ,современная педагогика призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ребенка. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на его интересы и перспективы его развития, где немаловажную роль играет культура речи педагога.

Оценка уровня общительности воспитателя(тест-опросник)

Общий уровень общительности (по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилия, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. 10.Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

11.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

12.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

13.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

14.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

15.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

16.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

17.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор .

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа — не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.